Оправдай свой статус и полученные от государства деньги
В послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин уделил состоянию дел в агропромышленном комплексе страны серьезное внимание. Отметив в целом положительный тренд в развитии отрасли, он указал на ряд серьезных проблем, наличие которых пока еще не дает основания говорить о достижении продовольственной независимости государства. Одной из таких проблем является увеличение объемов производства молока и говядины. Особенно остро стоит проблема развития молочного скотоводства.
Дефицит в производстве молока составляет порядка 8 млн. тонн. Решение этой проблемы возможно при увеличении количества продуктивных коров в сельскохозяйственных организациях, у индивидуальных предпринимателей и в крупных крестьянских (фермерских) хозяйствах. Министерство сельского хозяйства России поступает правильно, ориентируя станции по искусственному осеменению на улучшение качества крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ). Однако ожидать резкого увеличения производства товарного молока в ЛПХ в силу демографических изменений и социального статуса жителей сельских территорий нет оснований.
Рост молочной продуктивности определяется генетическим трендом в породных популяциях и условиями внешней среды. В последние годы повышение надоев коров связано с технологическими факторами, такими как кормление и улучшение условий содержания всех половозрастных групп. Неоспоримо влияние генетического улучшения поголовья коров, прежде всего за счет серьезного обновления поголовья быков-производителей на отечественных станциях по искусственному осеменению, в первую очередь входящих в состав ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных».
Главным тормозом при решении задачи по достижению показателей самообеспеченности молоком и говядиной, определенной доктриной продовольственной безопасности страны является отсутствие роста поголовья крупного рогатого скота. Предприниматели, которые рассматривают вложение инвестиций в объекты молочного животноводства, сталкиваются с проблемами заполнения построенных ферм и комплексов маточным поголовьем. Внутренних ресурсов не хватает, а покупка скота за рубежом, как показала практика предыдущих лет, сопряжено с большими рисками ветеринарного характера. Приобретенное поголовье в течение двух лет выбывает в количестве до 80 % - это не тот путь, по которому нужно идти.
Недостаток маточного поголовья крупного рогатого скота внутри страны обусловлен резким снижением продолжительности продуктивного использования коров. Если еще 20 лет назад продолжительность хозяйственного использования коров в сельскохозяйственных организациях превышала четыре лактации, то в высокопродуктивных стадах Свердловской области, в настоящее время, она составляет 2,7-2,8 лактации. Естественно, при таких условиях практически все родившиеся телки идут на замену преждевременно выбывших коров. Для комплектования вновь построенных объектов поголовья не остается.
Одной из главных причин такого положения, на наш взгляд, является непомерно высокий уровень использования иностранного генетического материала в виде массового завоза на таможенную территорию страны глубокозамороженного семени быков-производителей без соответствующей научной оценки его качества.
Мы признаем большие достижения ученых, генетиков и селекционеров, которые создали самую высокопродуктивную в мире породу - голштинскую. Ее используют повсеместно. Внимательное изучение ситуации, например, в странах Европы, свидетельствует о том, что там такого массового применения спермы быков из США или Канады нет. Отдельные страны локализуют племенное поголовье и ведут работу по его совершенствованию в соответствии с целями и задачами селекции конкретного государства. Например, во Франции это преимущественно голштинская, в Германии - немецкая черно-пестрая и т.п.
Для того чтобы не допускать полного поглощения популяции североамериканской генетикой разрабатываются и применяются в селекции собственные индексы племенной ценности. Значения этих индексов являются основой для принятия дальнейших селекционных решений. Использование выдающихся быков- производителей американской селекции проводится в ограниченных количествах и только для выведения ремонтных быков предназначенных для использования на станциях по искусственному осеменению. То есть работают по Законам своих стран.
В нашей действительности, не смотря на наличие Закона «О племенном животноводстве», подзаконных актов и инструкций процветает полный нигилизм в отношении исполнения этих документов. По всей стране свободно ездят коммивояжеры - продавцы импортной спермы, проводят семинары, на которых раздают рекомендации сомнительного толка, утверждают, что в России своего ничего нет, законы страны им не указ. Итог всего этого безобразия плачевен. В настоящее время в ряде племенных стад Свердловской области продуцируют потомки 80-100 импортных быков. Из года в год увеличивается количество поголовья коров выведенных с применением инбридинга. Сейчас эти цифры доходят до 30 и более процентов.
Что будет дальше? Специалистам понятно, что потребуется двукратно большее количество быков, для каждой генерации, нарастание степени инбридинга приведет к дальнейшему ухудшению воспроизводства и экономического состояния отечественных сельхозтоваропроизводителей. Продавцы импортного генетического материала не гнушаются использовать такие методы как прямой обман, выплаты различных бонусов, которые другим словом как подкуп назвать невозможно.
Совершенно невозможно объяснить порядок оформления ветеринарных документов на импортную спермопродукцию. На станциях по искусственному осеменению быки-производители находятся под постоянным контролем государственной ветеринарной службы, регулярно проходят испытания семени на безопасность и т.п. Импортная спермопродукция распространяется по всей стране на основании свидетельства выданного районной станцией по борьбе с болезнями животных какого-нибудь населенного пункта, который даже на карте трудно найти.
Из-за бесконтрольного использования ввезенного импортного генетического материала стало невозможным комплектование отечественных станций по искусственному осеменению быками, так как от рядового семени выбрать хорошее для дальнейшего размножения невозможно. Это вынуждает станции по искусственному осеменению покупать быков за рубежом. Так продолжаться не может. Речь идет о безопасности отечественного молочного скотоводства, а значит о безопасности страны. Нравятся кому-то или не нравятся действующие на территории России Законы - их нужно исполнять. Мы уже подошли к ситуации, когда к этим вопросам следует привлекать прокуратуру и органы государственной безопасности.
Изменившаяся международная обстановка показала, что полная зависимость от завоза продуктов импортной селекции в растениеводстве, птицеводстве и свиноводстве создает серьезную угрозу для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. Государство вынуждено срочно изыскивать ресурсы на организацию новых селекционных и селекционно-гибридных центров, чтобы уменьшить зависимость от покупки селекционного материала из заграницы.
Что нужно делать в этой ситуации? Нужно исполнять Законы Российской Федерации. Нельзя делать бизнес в одной стране, а руководствоваться нормами, установленными в других странах.
Президент Российской Федерации образовал своим Указом ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных». В этой организации сосредоточены лучшие генетические ресурсы по молочному и мясному скотоводству. Обновление и пополнение этих ресурсов должно проводиться на научной основе исходя из принципа «лучшее с лучшим дает лучшее». Идеологией создания ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных» является совершенствование племенных и продуктивных качеств крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и ЛПХ.
Необходимо разработать программу по комплектованию быками-производителями станций по искусственному осеменению, проводя 3-5 тыс. заказных спариваний в год с использованием лучшей мировой генетики по породам. Этими действиями мы сумеем решить вопросы по укреплению отечественного генофонда и проблему обеспечения населения страны молоком и говядиной.
Основополагающим документом, регулирующим отношения и оборот племенной продукции, является Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве». В настоящее время создана система, которая предусматривает наличие ее в составе следующих видов племенных организаций:
- Племенной завод;
- Племенной репродуктор;
- Генофондное хозяйство;
- Организация по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
- Организации по трансплантации эмбрионов;
- Организация по учету, контролю, оценки уровня продуктивности и качества продукции, племенной ценности животных (контрольно-испытательная станция животноводства, лаборатория селекционного контроля качества молока, шерсти, лаборатория иммуногенетической экспертизы, центр информационного обеспечения, лаборатория молекулярно-генетической экспертизы);
- Заводская конюшня;
- Селекционный центр (ассоциация) по породе;
- Региональный информационно-селекционный центр;
- Селекционно-гибридный центр;
- Племенное предприятие (региональное) по хранению и реализации семени животных-производителей;
- Селекционно-генетический центр;
- Ипподром (Приказ Минсельхоза России от 16 февраля 2016 г. № 56).
Перечень организаций по племенному животноводству представляет собой исчерпывающий список, в котором для каждого ее вида отведена соответствующая роль и определены функции. Безусловно, как и любой другой документ сегодняшнего уровня развития страны «Закон» имеет недостатки и некоторые его положения подвергаются справедливой критике. Большинство из этих недостатков известны как Минсельхозу, так и субъектам племенного животноводства. Надо отдать должное Департаменту животноводства и племенного дела Минсельхоза России за постоянную и настойчивую работу по совершенствованию существующей законодательной базы.
При наличии огромной территории с разными климатическими зонами и различиями в жизненном укладе в субъектах Российской Федерации, достаточно сложно найти и разработать единый для всех «универсальный рецепт». Учитывая эти и другие особенности нашего государства, предусмотрено наличие в системе племенной работы такого вида организации как региональный информационно-селекционный центр (РИСЦ). Законодатель установил, что «Региональный информационно-селекционный центр - вид организации по племенному животноводству, осуществляющий деятельность по научно-методическому, технологическому, сервисному и информационному обеспечению селекционно-племенной работы в животноводстве на территории (ях) субъектов (ов) Российской Федерации».
Именно на РИСЦ возложена обязанность по координации селекционного процесса по видам и породам сельскохозяйственных животных, которые разводятся на территориях конкретных краев, областей или республик. В приказах Минсельхоза России, о которых говорилось выше, определен перечень функций, которые возложены на региональные информационно-селекционные центры: «проведение оценки племенной ценности животных, контроль за соблюдением действующих норм и правил по методикам испытания качества племенной продукции (материала), обеспечение проведения бонитировки племенных животных, проведение генетической экспертизы подтверждения происхождения и наличия генетических аномалий, подтверждение племенных свидетельств, в том числе импортных» и т.п.
Выполнение этой работы требует тесного взаимодействия с племенными заводами и репродукторами, ассоциациями по породам, станциями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, селекционно-генетическими центрами, и т.п.
В сложившейся системе каждому субъекту племенного животноводства отведена конкретная роль. В частности, в обязанности племенного завода входит: «Выращивание племенных животных для комплектования собственного стада и реализация производителей организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и маточного поголовья, ремонтного молодняка племенным репродукторам и другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сельскохозяйственное производство». Племенные репродукторы, как организации второго уровня, имеют свойственные им задачи по разведению племенных животных, их реализацию в товарные сельскохозяйственные организации и другим субъектам предпринимательской деятельности. При этом племенные заводы и племенные репродукторы обязаны осуществлять свою деятельность по совершенствованию племенных и продуктивных качеств в тесном взаимодействии и под руководством РИСЦ.
В соответствии с действующим в нашей стране Законом, любая генетическая продукции подлежит регистрации в РИСЦ. Использование импортной спермы быков-производителей также возможно только по согласованию с РИСЦ.
Еще один важный момент. Как правило, сельскохозяйственные организации которым Минсельхоз России присвоил статус племенных, являются частными. Руководители говорят, что никто не вправё вмешиваться в их внутреннюю деятельность, так как он имеет высокопродуктивные стада и производит большое количество молока. В этом случае перед каждым из них должен быть выбор: хочешь заниматься только производством молока - откажись от статуса племенной организации и не претендуй на государственную поддержку, а если остаешься в качестве племенного завода или репродуктора - выполняй Закон и получай соответствующие субсидии на племенное дело, которые по своей сути являются компенсацией со стороны государства за риски, связанные с племенной работой. Пора прекратить существующую практику, когда племенная организация, которая получает государственные субсидии на содержание маточного поголовья, перенаправляет эти деньги через посредников за границу.
Анализ эффективности массового осеменения коров и телок спермой приобретенной по импорту показывает, что в равных условиях кормления и содержания потомки быков-производителей работающих на отечественных станциях по искусственному осеменению дают одинаковые надои по всем лактациям но, при этом дольше живут, а значит их племенная ценность выше. В связи с этим, вопрос расходов на покупку импортной спермы по цене в 3-4 раза дороже отечественной, принимает риторический вопрос. Покупать за границей генетический материал необходимо, но только такой, аналогов которому в России нет.
Некоторые наши оппоненты считают, что поставщики импортного семени быков поддерживают конкуренцию внутри нашей страны. Это не соответствует действительности. В России функционирует более 40 станций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и все они конкуренты. Даже те станции, которые входят в ОАО «Головной центр по воспроизводству сельскохозяйственных животных», так же конкурируют между собой.
Жить нужно своим умом, активно работать над совершенствованием Российского законодательства, адаптировать его к международным нормам, но и сохранять свою индивидуальность, и преимущества которые мы имеем.
Племенные организации - заводы и репродукторы должны оправдать свой статус, давать необходимое для развития животноводства страны качественное ремонтное поголовье и постоянно доказывать, что потраченные на их поддержку государственные деньги дают значимый экономический эффект.
Мымрин В.С., генеральный директор ОАО «Уралплемцентр»